Достопримечательности Омска
Содержание:
Статья распечатана с портала посуточной аренды жилья YouRenta.Ru
Маленькие путешествия в большом городе
Есть версия, что название города Омск в южной части Западной Сибири - это
аббревиатура, которая расшифровывается как Отдаленное Место Ссылки Каторжников.
На самом деле – это шутка. Такое имя Омску дали, потому что его исторический
центр располагается на реке Омь – притоке Иртыша. Однако, в каждой шутке есть
доля правды: в 19 веке в Омск ссылали декабристов и петрашевцев, в числе которых
был и всемирно известный Ф.М.Достоевский.
Ныне город-миллионник (население в 1,161 млн. человек, 8-е место в РФ) начал
свою жизнь с постройки в 1716 году единственной крепости на левом берегу Оми
(сейчас на этом месте находится музыкальный театр, площадь им. В. И. Ленина),
служившей для защиты от набегов кочевников.
Основатель Омска - Иван Дмитриевич
Бухгольц, отправившийся расширять и укреплять рубежи Российской империи по указу
Петра I. В 1768 г. началось строительство второй Омской крепости (взамен
обветшавшей старой) на правом берегу Оми. Городом это военное поселение и место
ссылки стало называться только с 1782 года. В дальнейшем Омск даже успел побывать столицей России.
Об этом и не только – в статье - путеводителе по достопримечательностям современного миллионника.
3 пеших маршрута заведут вас в самое сердце Омска, укажут на следы «жестокого таланта» Федора Достоевского
и одного из правителей нашей страны Александра Колчака.
Ворота в «Мёртвый дом»
-
Маршрут на Яндекс.Картах
Этот мини-маршрут отчасти познакомит с духовной жизнью Омска, позволит пройти по
следам Ф.М.Достоевского и покажет, какую маленькую территорию занимала когда-то
новая Омская крепость.
Предлагаю начать наше путешествие с одной из главных достопримечательностей
Омска -
Успенского собора (ул. Тарская, 7, остановка КДЦ им. Маяковского). Его
история начинается в конце 19 века. В то время городу была необходима новая,
третья по счету, церковь (основные уже не вмещали всех прихожан). Планируя новый
собор, архитектор Э.Ф. Виррих взял за основу проект храма Спаса-на-Крови в
Санкт-Петербурге. Впоследствии Успенский собор стал самым посещаемым храмом
Омска, а на его службе в 1910 году присутствовал даже Петр Столыпин.
Однако, во времена советской власти собор был разрушен. При этом алтарная стена
устояла даже после взрывов. Позже заключенные разобрали ее вручную.
Успенский собор
В 2005 году правительство Омской области приняло решение воссоздать
Свято-Успенский кафедральный собор. Интересно, что при раскопках его фундамента
археологи нашли захоронение архиерея Сильвестра, ставшего жертвой красного
террора. В акафисте священномученику говорится, что его распяли на полу, прибив
гвоздями руки и ноги. А убили – пронзив сердце раскалённым шомполом. В
определении о канонизации Сильвестра в 1998 г. сказано: «Честные останки
священномученика Сильвестра, находящиеся в безвестной могиле, отныне именовать
святыми мощами…».
Кроме того, под землей были обнаружены архитектурные детали внутреннего
убранства храма, старинные монеты, стеклянные флаконы, церковное облачение,
иконы и даже первый закладной камень.
Сегодня Успенский собор входит в число крупнейших достопримечательностей России.
По словам звонаря храма, он каждый день преодолевает 144 ступеньки витой
лестницы, где под куполом собора «собрались» 13 колоколов. Среди них нет двух
одинаковых: все разные по величине.
Памятник оленю
С 30-х гг. прошлого века до 2005 года (начала работ по воссозданию собора), на
месте современной Соборной площади стоял сад. Все, что от него осталось – это
памятник оленю (автор М. М. Хахаев), ранее располагавшийся в центре фонтана, да
«Дети с пингвином», который много лет находился в зарослях сквера.
«Марафонец»
(напротив входа в храм) появился в более позднее время (памятник открыт 31 июля
2003 года, автор – московский скульптор В. Кириллов). Это первая в России
композиция, посвящённая марафонскому движению (до 2003 года существовала
единственная подобная скульптура в Праге). На постаменте ежегодно высекаются
имена абсолютных победителей «Сибирского международного марафона» в Омске.
Памятник «Марафонец»
Перейдя дорогу, можно подойти поближе к
Тарским воротам – одним из четырех
ворот, которые вели во вторую Омскую крепость. Все ворота – памятники
архитектуры Омска - расположены по сторонам света. В 1769 году они были
построены из дерева, а с начала 1790-х гг. стали заменяться кирпичными, это
повышало их обороноспособность. По разным историческим данным, время постройки
всех ворот - 1791-1794 гг. С каждой реконструкцией их облик менялся - от барокко
(XVIII век) к классицизму (с XIX века).
Тарские ворота
Дорога, которая проходила через Тарские ворота, вела в острог, где отбывали
наказание каторжники. Именно через эти ворота в 1850 привезли на каторгу
Ф.М.Достоевского. От ворот ведет дорога к
памятнику Федору Михайловичу
(скульптор С. Голованцев, установлен в 2001 году). Можно пройтись по ней,
совершив символичную прогулку по тому пути, которым в течение четырех лет
ежедневно ходил писатель.
В 1959 году Тарские ворота были разрушены за одну ночь, по распоряжению
тогдашнего секретаря Омского обкома Колущинского. Он жил в доме по другую
сторону улицы и якобы вид обветшавших ворот и останавливающихся вечером около
них подвыпивших граждан, портил ему вид из окна. Ворота восстановили на старом
фундаменте лишь в 1991 году.
Сейчас Тарские ворота являются популярным местом прогулки молодоженов.
Существует примета: нужно пройти под воротами, взявшись за руки и загадать
желание - оно непременно сбудется.
Воскресенский собор
Справа от монумента Федору Михайловичу стоит крест на месте еще одного
разрушенного, но не восстановленного
Воскресенского собора, в котором молился
Достоевский. Храм снесли в 1950-е годы во время строительства дома по ул.
Спартаковской, его былые границы отмечены краснокирпичной кладкой.
Здание гауптвахты
Слева от скульптуры писателю Вы увидите бывшую
Гауптвахту - самое старое из
сохранившихся каменных строений на территории новой Омской крепости, возведенное
в 1781 г. В то время в нижнем этаже дома находились комендантское правление и
крепостной караул, в верхнем – азиатская школа. Школа готовила переводчиков с
татарского языка для службы по сношениям с киргизами и другими азиатскими
народами. Сейчас в здании располагается областной военный комиссариат.
Омские ворота
В пяти минутах ходьбы по Партизанской улице можно встретить еще одни ворота
военной крепости –
Омские. Они были разобраны в 30-х гг. прошлого века, а
восстановили их совсем недавно – в конце 2010 года. Исторически они стояли на
месте сегодняшней проезжей части, поэтому было принято решение изменить их
местонахождение.
От памятника писателю открывается вид на выставочный сквер, где ежегодно
проводится выставка «Флора». За ним «скрываются»
музейный комплекс воинской славы омичей
и
музей имени Ф.М. Достоевского. Желающие заглянуть в первый
познакомятся с подвигами жителей Омска и области на фронтах и в тылу во время
Великой Отечественной войны (наиболее интересна экспозиция военной техники от
омских предприятий на открытом воздухе: модели танков Т-34, модель бронепоезда и
т.д.). Напротив музея установлен один из омских памятников, посвященный солдатской
матери
Анастасии Ларионовой, жительнице Саргатского района, потерявшей в годы
войны 7 сыновей.
Музей Ф.М. Достоевского
В литературном музее имени Достоевского можно узнать подробности ссылки
писателя. В частности, что он написал Записки из мертвого дома под
впечатлением от заключения в Омской тюрьме (собственно острог, где каторжане
отбывают заключение, автор и называет «заживо Мёртвым домом»), а сам музей Омска
находится в здании бывшего комендантского дома.
Музей Управления УВД
Лютеранская кирха
Рядом, в
музее Управления УВД раньше была
Лютеранская кирха - единственный храм
XVIII в., здание которого сохранилось до наших дней. Только тогда, до конца XIX
в., над зданием кирхи возвышалась восьмиугольная башенка с куполом.
Иртышские ворота
Спустившись по ул. Таубе к Иртышу, мы увидим
Иртышские ворота (восстановлены в
2011 году). В просвете ворот хорошо виден стоящий на противоположном берегу Оми
Речной вокзал и Ленинградский мост. В новых воротах реконструированы даже ниши.
Считалось, что они предназначены для караула: военные укрывались в них от
непогоды. Есть и другая версия: в этих углублениях вешались иконы.
Тобольские ворота
От Иртышских ворот можно прогуляться по набережной до
Тобольских – единственных
сохранившихся с момента возведения до наших дней ворот «великолепной четверки».
Когда-то они были двухэтажными (с караулкой), но с момента постройки ворота
претерпели множество изменений. Через Тобольские ворота много раз проходил
закованный в кандалы Ф. М. Достоевский для работы на берегу Иртыша. Через эти же
ворота с берега Иртыша он носил кирпичи на постройку казармы в крепости.
Вид на Омскую крепость
Казармы за Тобольскими воротами сохранились до наших дней, правда в
полуразрушенном состоянии, как и инженерные мастерские, здание арсенала,
обозного сарая, кухни-столовой и др. Отремонтирована пока лишь Денежная
кладовая: в ней хранили казну, а в советский период здание использовалось как
оружейный склад.
Но на этом работы на месте исторического центра Омска не закончатся. Своей
очереди на реконструкцию ждут и остальные помещения Омской крепости, в которых,
вполне вероятно, появятся новые музеи.
Если Вы планируете побывать в Омске, заблаговременно бронируйте жилье на сайте
посуточной аренды квартир YouRenta.ru. Уютная домашняя обстановка обойдется
дешевле гостиничной.
Сердце Омска или аллея городских скульптур
Маршрут на Яндекс.Картах
Часть современной улицы Ленина, от взгорка с Иверской часовней до Ильинского
моста через Омь, омичи называют Любинским проспектом. Этот район за красивейший
архитектурный ансамбль нарекли сердцем Омска, а недавно еще и аллеей городских
скульптур. Ведь по обеим сторонам участка дороги всего в 300 метров стоят 7
статуй, 5 из которых установили в последние 4 года.
Пожарная каланча
Чтобы увидеть как можно больше интересных достопримечательностей, предлагаю
начать прогулку немного раньше исходной точки Любинского проспекта – с
пожарной каланчи
(ул. Интернациональная, 41, остановка «Главпочтамт»). Это один из самых
узнаваемых символов города. Памятник архитектуры Омска был построен в 1915 году
по проекту архитектора И.Г. Хворинова (ранее каланча была деревянной). Чтобы
можно было увидеть дым в любой точке города, было решено соорудить каланчу
высотой 32 метра. До революции эта башня являлась самым высоким зданием в Омске.
Свою роль пожарная каланча исполняла до 40-х годов ХХ века. В 2002 году на
смотровой площадке появился «
дозорный» - манекен, одетый в каску и одежду
пожарного. Кузьмич, так назвали его пожарные, стоит, взявшись за поручни, и
вглядывается, не горит ли что в городе.
Дозорный Кузьмич
Неподалеку, на пересечении главных транспортных магистралей, откуда
отсчитывается нулевой километр, разместился
Торговый центр «Омский». Интересный образец
модернизма 1980-х годов был построен по проекту группы ленинградских
архитекторов.
Торговый центр «Омский»
Пройдя по подземному переходу, можно выйти к площади победы. В центре нее
стоит
часовня-памятник жертвам политических репрессий (в Омске было обнаружено
пять массовых захоронений политзаключенных). Отсюда также виден Успенский собор.
На колоннах часовни - литые доски с цитатами из высказываний омских узников Ф.
Достоевского и А. Солженицына, а также с перечнем названий крупных лагерей
Сибири. В центре основания сооружения - взломанные плиты и бронзовый росток, под
ним - склеп с землей более чем из 70 мест лагерей и захоронений (от Урала до
Дальнего Востока). Первую горсть земли бросил в склеп Александр Солженицын в
1994 году на открытии памятника (создатели - М.Хахаев и С.Голованцев).
Ближе к шоссе расположились областная доска почета (открыта в 1977 году) и стела
(установлена в 1963 году) в честь награждения Омской области Орденом Ленина и
г.Омска Орденом Трудового Красного Знамени за успешное выполнение планов восьмой
пятилетки и широкое развитие предприятий нефтехимической и машиностроительной
промышленностей.
Через дорогу – рощица, в которой стоит еще один памятник Достоевскому –
«Крест несущий»
известного в Омске и за его пределами Александра
Капралова, которого еще называют «омским Церетели». Памятник выполнен методом
сварки. Одно только лицо состоит из 500 сварных фрагментов. Скульптор специально
изобразил Ф.М. Достоевского с опущенным плечом и деформацией в спине от тяжести
креста, который писатель был вынужден нести, креста, составляющего единое целое
с телом.
Драматический театр
Рядом - вновь творение Хворинова –
Драматический театр (Ленина, 8а,
остановка Драмтеатр). Это первый театр в городе, который имел собственное
здание. Изначально с 1875 здание театра было деревянным, но в 1877 году оно
сгорело. Двухъярусное каменное здание в стиле барокко, памятник истории и
архитектуры Омска, построили в 1905 году. Скульптура «Крылатый гений» на
фронтоне театра — работа чешского скульптора Владимира
Винклера.
Напротив театра – одно из двух зданий
художественного музея имени М. А. Врубеля. В нем можно увидеть картины известных художников (в том числе
единственный в Сибири триптих Врубеля «Цветы»), а также полюбоваться дворцовой
мебелью, фарфором и другими достояниями искусства и культуры. Фасад музея по
обеим сторонам украшают скульптуры. Слева – скульптура «динамическое равновесие» или «весы бытия» (автор Александр Капралов), справа –
памятник художнику, именем
которого назван музей (автор Михаил Ногин).
«Весы» можно разглядывать долго. Они отражают желания человека, его вечные
метания от одной крайности к другой. В изваянии использованы основные символы
творчества Капралова: крест, лестница и трон. Сами весы представляют собой
громадный крест, его вертикальная ось представлена в виде лестницы. На ее
вершине автор поместил трон как символ власти, который немного покачнулся. На
перекладине весов Капралов разместил много разнообразных фигур: одни из них
можно распознать, другие – вызывают раздумья.
Памятник Михаилу Врубелю
Над единственным в мире
памятником Михаилу Врубелю тезка художника Михаил
Ногин трудился 2 года (памятник открыт в 2006 году). Мастер кисти изображен
восходящим по лестнице, в руках у него альбом и карандаш. По замыслу скульптора,
«трехметровый» Врубель полуобернулся и у него выпал листок на лестницу с
изображением Серафима - самого близкого к богу ангела. Тем самым Ногин попытался
показать характер художника, его стремление превзойти других в мастерстве.
Кстати, омичи очень гордятся тем, что Михаил Врубель родился в Омске.
Как только кончаются деревья в сквере у Врубелевского музея, перед нами
вырастает новая кирпичная
часовня (отсюда и начинается Любинский проспект). Она
восстановлена в 1996 году архитектором М.М. Хахаевым на месте разрушенной в
конце 20-х годов прошлого века. Старую часовню построил в 1867 году купец Федор
Курганский во имя Иверской иконы Божией Матери (это название часовни и
прижилось). Крестный ход с этой иконой избавил город от эпидемии холеры.
Сразу за церковным зданием расположилась компания из
двух взаимодействующих скульптур: фотографа, держащего в руках старинный фотоаппарат, и женщины,
сидящей за обеденным столиком. Приглядевшись, становится понятно, что это
фотосессия.
Дама у самовара - мадам М.А. Шанина. В народе ее прозвали просто Машей.
Любой желающий может присесть с ней рядом на лавочку и «выпить чаю». На самом
деле Мария Александровна не такая уж и простая: она одна из первых женщин вошла
в гильдию купеческой элиты, царское правительство наградило ее золотой медалью
за благотворительную деятельность, а Городская Дума удостоила даму званием
«Почётная гражданка Омска».
За скульптурной композицией Сергея Козача -
бывший Дом купчихи Шаниной,
построенный в 1898 году по проекту И.Г. Хворинова (сейчас это Торговый Дом
«Любинский»). Шанина заказывала архитектору строительство двухэтажного магазина
с жилыми комнатами на втором этаже. Фасад здания выполнен в стиле эклектики с
барочными и классицистическими элементами, украшен лепными украшениями,
балюстрадой, куполами и башенками разнообразной формы. Дом обладает интересной
планировкой: благодаря тому, что встроен в обрыв берега Оми, он имеет два
уровня. Внутреннее убранство «Торгового дома Шаниной» отличалось роскошью и
новаторством. В 1902 году предприимчивая миллионерша осветила дом
электричеством, и первой поставила кассовые аппараты.
Спустившись вниз по лестнице, между домами №5 и №7 по улице Ленина, мы увидим
сидящую на скамейке мечтательную барышню с томиком стихов. Это
Любочка, в честь
которой назван проспект. В конце 19 века муж Любы генерал-губернатор Западной
Сибири Густав Гасфорд на месте сгоревшего форштадта заложил первую в городе
регулярную рощу. Жителям роща понравилась, и они окрестили её Любинской. Жаль,
что судьба была неблагосклонна к Любови Гасфорд: девушка умерла от чахотки 23
лет от роду, всего лишь год пожив в Омске. Спустя время рощу вырубили, и
построили вдоль дороги ряд каменных домов с магазинами в нижних этажах. Так и
возник проспект, называемый в обиходе Любинским.
В складках платья «нержавеющей барышни» можно найти фамилию автора («Норошов»
- творческий псевдоним скульптора С.В. Норышева). Установленный в 1999 году,
этот памятник стал неофициальным символом Омска. Жители города приписывают ему
много примет. Например, если Вы посидите на лавочке рядом с Любой, то
обязательно вернетесь сюда вновь. А если Вы окажитесь при этом еще и одинокой
девушкой, то скоро выйдете замуж.
«Сантехник Степаныч»
Напротив, через дорогу вылез из канализационного люка
сантехник Степаныч (к
нему можно пройти по подземному переходу). Идея создания этого памятника
принадлежала экс-мэру Омска Валерию Ращупкину, которого очень впечатлило
аналогичное изваяние в Братиславе. Степаныч - первая скульптура на Любинском
проспекте (установлена в 1998 году; автор тот же, что и у Любы). Считается
хорошей приметой оставить слесарю мелкую монетку на счастье, а в праздники –
рюмку водки.
В 1904 году на месте вырубленной Любинской рощи участок самой дорогой в Омске
земли выкупила Московская Богоявленская артель. Столичные купцы и банкиры
построили тут огромный магазин «Московские торговые ряды». Здание, сооруженное
по проекту инженера-архитектора из Москвы Отто фон Дессина, затмило
представительностью соседние. С помощью каркасной системы были увеличены размеры
оконных проемов-витрин первого этажа и число полуциркульных окон второго. Здесь
нашли свое место мотивы различных стилей минувших эпох: ренессанс, классицизм,
барокко. «Колоссальной» назвала эту постройку одна из петербургских газет. И
действительно, двухэтажный длинный корпус выглядит монументально.
Торговый дом Овсянниковых-Ганшиных (архитектурный ансамбль был завершен в
1911 году) соединил нагорную и подгорную части города, виртуозно вписавшись в
сложный разноуровневый ландшафт. Здание представляет собой неправильный
четырехугольник с треугольным замкнутым внутренним двором. Фасады выполнены с
использованием форм ренессанса, классицизма, модерна. Доминирующим
положением в застройке и привлекательностью фасадов он спорил с Московскими
торговыми рядами и магазином Шаниной. Архитектор проекта неизвестен, омские
краеведы предполагают, что им был И. Г. Хворинов (при нем в моду вошли дома с
«французскими» куполами наподобие шлемов). Сейчас в здании находится Омская
государственная медицинская академия. Внутри все еще можно полюбоваться
роскошным вестибюлем и лестницей.
Памятник Рутгеру Хауэру
На той же стороне дороги, что и Люба, возле ресторана Bevitore (в переводе —
«человек, любящий выпить») расположились голливудский актер
Рутгер Хауэр и
художник
Ван Гог. Заказчиком этих новеньких скульптур (установлены в 2012 году)
выступил владелец питейного заведения, а исполнителем – Александр Капралов.
Почему именно эти личности? Потому что название ресторана изначально было взято
из фильма «Легенда о святом пропойце», где Рутгер Хауэр сыграл главную роль. А
Ван Гог в последние годы жизни частенько заглядывал в бутылку.
Памятник Ван Гогу
На углу улиц Партизанской и Ленина — замечательные строения в стиле модерн –
бывшие гостиница «Россия» (ул. Партизанская, 2) и кинематограф «Кристалл-палас»,
в котором сейчас находится
Органный зал Омской филармонии (ул. Партизанская, 2/4).
В 1906 г. купец Г.В. Терехов построил в этом месте трехэтажный дом. После
его смерти богатый казак Г.Е. Грязнов увеличил здание (пристроил к торцу
гостиницы новый кинотеатр) и изменил фасады: на стенах появился лепной декор с
цветочными гирляндами и раковинами и трапециевидные башенки с ажурной
металлической решеткой. Проект гостиницы и кинотеатра разработал уже нам
запомнившийся Илиодор Хворинов.
В «России» в ноябре 1915 года останавливался поэт Константин Бальмонт,
приехавший к своему брату - мировому судье М.Д. Бальмонту. Зимой 1919 - 1920 г.
в гостинице жил и работал чешский писатель Ярослав Гашек, он писал здесь пьесы
для революционного театра. В левой части дома располагался концертный зал, где
проходили знаменитые «концерт-дивертисменты» с изысканным угощением.
Памятник «Городовой»
На перекрестке улиц Ленина и Щербанева в 2011 году «заступил на пост»
страж порядка царской России. По словам автора скульптуры Сергея Норышева, внешний
облик стража – творческое видение самого художника, опирающееся на реальные
факты: обмундирование и вооружение взяты с фотографий конца 19 века. Городовой
появился недавно, но уже возникла примета, что на удачу нужно потереть рукоять
его сабли – она уже блестит!
Взгляд городового устремлен в сторону
Серафимо-Алексеевской часовни на
противоположной стороне дороги. Это каменное здание с шатровым завершением
выстроено в 1907 в память рождения наследника-цесаревича Алексея. В 1927 году
часовня была снесена, а в 1992 – 1994 гг. восстановлена на прежнем месте.
Вот мы и подошли к Ильинскому мостику (ныне он называется Юбилейный) через
Омку, откуда начинался в конце позапрошлого века Любинский проспект. Остается
только пройти по нему, а дальше перед нами как будто встает незримый
указательный камень: «Направо пойдешь – к большому шару попадешь, налево пойдешь
– памятник влюбленным найдешь». Но об этом – в следующем маршруте-путеводителе.
Если Вы захотели приехать в Омск, но здесь негде остановиться, можно
посуточно снять квартиру с помощью YouRenta.ru. Постарайтесь бронировать жилье заранее, чтобы расширить выбор, и занять наиболее
оптимальный для Вас вариант.
Омск: первая крепость и третья столица
Маршрут на Яндекс.Картах
Этот пешеходный маршрут – продолжение предыдущего. Он приведет к месту,
откуда когда-то начинался Омск. А также покажет немало достопримечательностей,
связанных с именем адмирала Колчака, сделавшего город белой столицей России.
С Юбилейного моста открывается вид на городскую Думу и музыкальный театр.
Здание Омской городской Думы (нынешний Омский городской Совет), сегодня является
памятником архитектуры Омска. Оно было построено в 1897 году в необычном для
города «русском стиле» по проекту областного архитектора М. Шухмана военным
инженером Н. Вараксиным. Справа –
театр, который за причудливый силуэт,
напоминающий музыкальный инструмент или … спортивное сооружение, прозвали
«трамплином». Авторы оригинального строения в стиле модерн, издалека
притягивающего зрителей, - архитекторы мастерской Московского ЦНИИЭПа Д.Е.
Лурье, Н.Н. Стружин и Н.Н. Белоусова. А интерьеры разрабатывали омичи –
А.Каримов и В.Десятов. Кстати, с 1982 года (когда труппа переехала в новое
здание) музыкальный театр располагает самым большим зрительным залом в Омске -
795 кресел в зале и 314 мест в бельэтаже. Репертуар учреждения достаточно
разнообразен: спектакли оперной классики, балеты, оперетты.
Музыкальный театр
В конце моста, между улицами Думской и Лермонтова, высится на холме
единственный в городе (после демонтажа остальных)
памятник вождю пролетариата.
Это место сменило несколько названий: Ильинская горка, Пушкинская, Ленинская… На
этом месте почти 150 лет стоял красивый храм пророка Илии – хранителя города
Омска. В память о нем позади скульптуры Ленина сейчас располагается одноименная
часовня. В 1936 году собор был снесён под предлогом возведения памятника
А.С.Пушкину. Однако, в 1937 году здесь был установлен только камень, посвященный
поэту. Уже через 11 лет на площади появился временный гипсовый памятник Ильичу,
а в 1957 году он был заменён гранитной скульптурой, выполненной Абдурахмановым.
В том же году центральной площади города было официально присвоено имя В.
Ленина. В начале XXI века была открыта часовня и возведён деревянный крест.
Рядом установили камень со словами: «Бог благословит на месте сём возродить храм
святого Илии Пророка».
Памятник Ленину
За ближайшим перекрестком - дорога, ведущая к площади Бухгольца. Месту, где
был заложен начальный камень первой деревянной Омской крепости. По дороге можно
зайти на выставку в
Омский дом художников (ул. Лермонтова, 8) и познакомиться с
творчеством местных мастеров кисти. Дом был построен в 1957 году по проекту
архитектора Е. Степанова. Более 50-ти лет строение используется по своему
прямому назначению. В нем размещены большой и малый («салон-магазин»)
выставочные залы, правление омского отделения Союза художников, и мастерские –
студии известных, старейших и заслуженных художников.
Омский дом художников
Площадь Бухгольца названа в честь основателя Омска - Ивана Дмитриевича. В
1716 году он заложил в этом месте слияния двух рек первый камень будущего
поселения. В центре площади установлена огромная сфера (7 метров в диаметре), на
которой изображены сцены освоения Сибири и города Омска в частности. Автор
памятного знака «Держава» - Василий Трохимчук, также создавший скульптуры и
рельеф на здании областной библиотеки им. А. С. Пушкина. Знак установили ко Дню
города в 1997 году. Ранее, когда в Омске правил Александр Васильевич Колчак, на
месте «Державы» стояла огромная радиомачта, которую впоследствии снесли
коммунисты. Эта мачта была примечательна тем, что ее обслуживал инженер
Зворыкин. Тот самый Зворыкин, который после установления власти большевиков,
бежал в Америку, где изобрел телевидение, обретя всемирную славу. Шар оригинален
тем, что в других городах ничего подобного нет. Рядом с ним полно лавочек, сидя
на которых иногда можно наблюдать за детьми, которые пытаются столкнуть шар с
места.
Памятный знак «Держава»
За киноцентром «Вавилон» (ул. Лермонтова, 2) в предполагаемом месте высадки
отряда первопроходцев во главе с И.Д. Бухгольцем на стрелке Оми и Иртыша есть
старинная пушка. На цепь, из которой сделана ограда у пушки, молодожены в день
свадьбы, желая, чтобы их семья была крепкой, вешают замки.
Позади 12-этажной гостиницы «Турист» прячется одноэтажный небольшой
купеческий особняк общей площадью 500 кв.м (улица Иртышская Набережная, 9).
Увидев его, в голову даже не приходит мысль, что здесь вершилась история России.
Здание было построено купцом Батюшковым в 1901-1902 годах по проекту омского
архитектора Хворинова. А во время гражданской войны именно в этом доме, с
октября 1918 года по ноябрь 1919 года, находилась резиденция адмирала Александра
Васильевича Колчака и Всероссийское временное правительство. Во время проживания
Колчака («белые» дали ему звание Верховного правителя России) в особняке
Батюшкова, он принял решение сделать Омск столицей Российского государства.
Город стал Белой столицей на 360 дней. В этом же особняке в 1919 году, при
неудачной попытке покушения на жизнь Колчака, от взрыва разрушился угол дома.
По прошествии времени строение реконструировали. В 1980 году особняк Батюшкина был
отнесен к памятникам истории и культуры регионального значения. Сейчас в этом
изысканном и красивом здании Омска располагается ЗАГС и Центр изучения
гражданской войны (музей Колчака). Внутри музея по воспоминаниям противников
«красных» восстановлено убранство, бывшее в то время, когда здесь жил и работал
Колчак (в том числе, есть и
восковая фигура «белого вождя»). Конечно, почти все
эти вещи ненастоящие, так как, многое из того, что напоминало о белом адмирале,
при советской власти было уничтожено. Среди почетных гостей резиденции Колчака –
известный актер Сергей Безруков. Наибольший интерес при осмотре экспозиций у
него вызвала тумба с афишами и листовками и театральная витрина, а также
документальный фильм о Колчаке, который он посмотрел дважды.
Восковая фигура Колчака
Дойдя по дороге до Ильинской улицы, поверните налево. Здесь на углу ресторана
с одноименным названием «Колчакъ» (улица Броз Тито, 2/1) стоит памятник
верховному правителю России.
Скульптура Колчака высотой в четыре с половиной
метра закреплена в чаше фонтанчика. Произведение, заказчиком которого выступил
владелец заведения, было открыто в День народного единства в 2012 году. Его
автор - омский архитектор Анатолий Кудрявцев.
Памятник Колчаку
Пройдя затем по улице Броз Тито до шоссе, слева Вы увидите мемориальный
сквер. Впереди - первая скульптура советского периода в Омске –
памятник борцам Революции. За ней –братские могилы.
Исторические памятники этого комплекса
связаны с событиями 1918 - 1919 годов в Омске. В ночь на 12 ноября 1919 года в
Загородной роще белогвардейцы зверски убили несколько десятков политзаключенных
омской тюрьмы. После вступления в Омск красной армии 30 ноября в этом сквере
состоялись похороны. Так и появилась здесь безымянная братская могила 120-ти
политзаключенных. Памятник «Парижской коммуне» был установлен в 1923 году. Ему
уже более 90 лет, но его ни разу не реставрировали: в основании памятника
качественный гранит, оставшийся от строительства ж/д моста. При работе над
изваянием скульптор Николай Виноградов не сделал ни одного макета. Сразу
поставил каркас и нанес цемент. Женщина здесь — непобедимая республиканская
Франция. Мужчина у нее на руках — потерпевшая поражение Парижская коммуна.
Омский памятник символизирует преемственность первой пролетарской революции во
Франции и революции в нашей стране. Изначально на постаменте даже были таблички:
«Коммунары Парижа! У вас вырвали красное знамя, рабочие России отняли его и
победили!» и «Славным коммунарам Всероссийской коммуны, расстрелянным Колчаком в
ноябре 1919 года». Впоследствии надписи неоднократно менялись, подстраиваясь под
эпоху. Таким образом, идейно-смысловое содержание памятника было нарушено. В
1966-67 годах в сквере появились две новые братские могилы. В одной из них были
перезахоронены останки из братской могилы в другом районе города, после чего она
стала называться "могилой тринадцати венгров-интернационалистов" (однако, есть
сведения, что в ней похоронены 6 венгров и 7 русских рабочих). Во второй могиле
- останки погибших во время Марьяновских боев рабочих и первого комиссара омской
милиции. Там же захоронены останки двух большевиков-подпольщиков, погибших 14
ноября 1919 года и 12 политзаключенных, расстрелянных 10 октября 1918 года за
организацию побега из концентрационного лагеря (перенесены с других омских
кладбищ). В 1967 году в сквере был зажжен Вечный огонь – память о тех, кто отдал
свою жизнь в борьбе за Советскую власть. Окончательно Мемориальный сквер "Памяти
Борцов Революции" оформился в конце 80-х: в южной части комплекса в монолите
прямоугольных мраморных колонн установили скульптурные портреты видных деятелей
революционного движения в Сибири.
Рядом со сквером расположен памятник архитектуры регионального значения –
бывший генерал-губернаторский дворец (ул. Ленина, 23). В отличие от других
зданий Омска второй половины XIX века он во многом сохранил до настоящего
времени свой внешний облик и планировку. Инициатором строительства резиденции
генерал-губернаторов Западной Сибири был губернатор Густав Гасфорд. Особняк был
выстроен в 1859-1862 годах по проекту архитектора Ф.Ф. Вагнера в благородных
формах «неоренессанса»: в центре фасада – парадный подъезд, над ним – балкон,
второй этаж венчает квадратный бельведер. В разные годы во дворце бывали многие
выдающиеся люди, в том числе русский путешественник Пржевальский и будущий
император Николай II. Дворец пережил на своем веку немало перемен. После
Февральской революции 1917 года в здании располагался и Штаб Временного
Сибирского правительства, и канцелярия А.В. Колчака, и Штаб Красной армии под
командованием М.Н. Тухачевского, и даже детский дом. В 1924 году особняк в
последний раз поменял своих хозяев и перешел к Западно-Сибирскому краевому музею
(ныне музей изобразительных искусств им. М. Врубеля, бывший
генерал-губернаторский дворец - одно из двух зданий музея). В декабре этого же
года в нем начала работу картинная галерея, имевшая около ста полотен,
предоставленных Государственным музейным фондом. Это были картины Айвазовского,
Шишкина, Левитана, Грабаря и других известных художников. Сейчас в его фондах
хранятся около 25 тысяч произведений искусства.
К дворцу примыкает первый музей в Омске -
историко-краеведческий. Ворота
здания украшены порталом «Врата истории. Врата современности» (медь,
гальванопластика; 1982 год) скульптора Василия Трохимчука. Проект состоит из
двадцати фрагментов. Каждый элемент-квадрат представляет собой отдельную картину
на ту или иную тему. Его герои: шахтёры, врачи, учёные — все вместе
символизируют историю нашей страны. Старейший в Сибири музей был создан в 1878
году. С самого начала своего существования он активно участвовал в выездных
выставках, в частности, даже во Всемирной Парижской в 1900 году. В музее можно
увидеть различные предметы, найденные на территории Омского Прииртышья от
каменного века до средневековья, чучела древних и современных животных Омской
области. А также совершить путешествие в жилища народов, населяющих Западную
Сибирь: от русской избы к украинской хате, в немецкий добротный дом и казахскую
юрту.
Театр юного зрителя
Следующая остановка в пути –
театр юного зрителя (проспект Карла Маркса,4в).
У ТЮЗа уже несколько лет стоит удивительная скульптура. Ее создал из металла
методом сварки известный омский скульптор Александр Капралов. Он подарил свою
работу городу летом 2000 года. Скульптура изображает
Дон Кихота, скачущего на
своем Росинанте во весь опор. В «Дон Кихоте» поверхность металла сознательно
необработанна. Так скульптор задействует природные свойства материала, которые
помогают отразить стремительность и статичность работы одновременно. Изобилие
прямых линий в скульптуре также не случайно: искусствоведы указывают на
пристрастие Капралова к символам креста (копье – вертикаль, спина лошади –
горизонталь) и колеса (щит, шлем).
Скульптура «Дон Кихот»
Омский театр для детей и молодежи (ТЮЗ) был
создан в 1937 году, а собственное здание, в котором работает поныне, он обрел
лишь 30 лет спустя. Несмотря на то, что название театра предполагает узкую
аудиторию, его репертуар обширен: среди постановок есть спектакли как для самых
маленьких зрителей («Муха-Цокотуха», «Зайка-Зазнайка»), так и для взрослых («Мой
милый Плюшкин», «Дон Жуан, или Любовь к геометрии»). В разное время в театре
работали великие мастера сцены, такие как Вацлав и Владислав Дворжецкие
(последний в 70-х годах стал известным киноактером), лауреат шести сталинских
премий Николай Охлопков (находился в Омске в эвакуации), автор сценария к
мультфильму «Приключения поросёнка Фунтика» Юрий Фридман и другие. Многие бывшие
актёры театра сегодня успешно работают в столице, снимаются в кино и рекламе
(например, Александр Устюгов из «Ментовских войн»). На месте нынешнего здания
ТЮЗа до революции находился Казачий сад (позднее — Городской сад). Здесь был
летний театр, а каждую осень проводились сельскохозяйственные выставки. Рядом
находилась танцплощадка и летняя эстрада, на которой выступали артисты Омской
филармонии. Сад был огорожен, а вход на территорию был платным (часть изгороди
вдоль улицы Ленина сохранилась до сих пор). Официально сад был упразднён в 1977
году. После реконструкции он стал называться Театральным сквером.
В центре Театрально сквера - самый старый в Омске и единственный уцелевший в
годы советской власти войсковой храм –
Свято-Никольский Казачий собор.
Никольская казачья церковь (собор с 1916 года) была заложена в 1833 году. Храм
построен на пожертвования казаков Сибирского казачьего войска и других граждан.
В основу проекта собора легли чертежи зодчего Василия Стасова, автора
многочисленных построек в Санкт-Петербурге и Москве. Местом возведения собора
выбрали площадь напротив училища Сибирского линейного казачьего войска (сейчас
это
Омский кадетский корпус). В соборе благословляли отправляющихся на фронт
воинов, служили панихиду по умершим. В разное время в храме молились Николай II
и Александр Колчак. Здесь крестили известного поэта Леонида Мартынова и будущего
генерал-лейтенанта Дмитрия Карбышева.
Знамя Ермака
В годы советской власти здание занимали
клуб «Строитель», управление культуры, музыкальная школа, кинотеатр «Победа», в
80-х годах - зал органной и камерной музыки. В 1960 году собор хотели снести, но
его спасли протесты интеллигенции. С 1991 года здание храма стало использоваться
Омско-Тарской епархией совместно с управлением культуры. Сейчас в соборе
хранится копия легендарного
Знамени Ермака. Подлинник этого Знамени был передан
собору в 1883 году из города Березова Тобольской губернии. По приданию Знамя
было подарено Ермаку купцами Строгановыми перед походом в Сибирь. Оно
представляло собой холщовое полотнище. На одной его стороне был изображен Святой
Великомученик Димитрий Солунский, поражающий копьем лежащего на земле татарского
хана. На другой - Архистратиг Божий Михаил на коне, разящий копьем чудовище,
выбежавшее из разрушенной мечети. Согласно легенде, поднятое казаками вверх
Знамя, заставило броситься в бегство хана Кучума и его «батыров». Во время
гражданской войны атаман Б.В. Анненков со своим партизанским отрядом ворвался в
центр Омска, где хозяйничали красные, и спас из Казачьего собора боевые святыни:
Знамя Ермака и войсковое знамя в честь 300-летия дома Романовых. Позже атаман
вернул Знамя владельцам. Но после падения правительства Колчака некому было
повторить его отчаянный поступок, и Знамя, скорее всего, было уничтожено
большевиками. В 1996 году, к 280-летнему юбилею Омска, по заказу омской мэрии
была изготовлена копия одной из сторон Знамени Ермака для Свято-Никольского
Казачьего собора. Кстати, на сайте религиозного сооружения есть даже
3D-экскурсия по храму.
Недалеко от Свято-Никольского Казачьего собора, рядом с Концертным залом
филармонии в 2011 году был установлен
памятник Петру и Февронии (в рамках
Общенациональной программы «В кругу семьи»). Автор каменного символа счастливого
супружества — омский скульптор Сергей Норышев. Согласно «Повести о Петре и
Февронии Муромских», ради возлюбленной Петр оставил княжеский престол, и
возвратился вместе с нею в Муром. В конце жизни они оба приняли монашеский
постриг. Находясь в разлуке, супруги молили Господа о том, чтобы умереть в один
день, и завещали положить их в одном гробу. Скончались они в 1228 году в один
день и час. Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием,
их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе. В
1547 году Петр и Феврония Муромские были канонизированы на Московском церковном
соборе. Не только 8 июля, в День семьи, любви и верности, но и в течение всего
года к омскому памятнику приезжают новобрачные, чтобы попросить покровительства
для молодой семьи.
Статуя Фемиды
Напротив Муромских святых, возле старинного здания Омской юридической
академии (улица Короленко,12), стоит
статуя Фемиды. Она была установлена по
инициативе учебного заведения в 2007 году, к 150-летнему юбилею здания, в
котором находится вуз. Автор творения – Александр Капралов. Скульптор изобразил
классический вариант Фемиды: у нее на глазах повязка, в руках весы и меч, а за
спиной крылья. Весы символизируют справедливость, меч – карающую руку закона,
повязка – беспристрастность, а крылья за спиной – быстроту и неизбежность кары.
Черный металл был покрашен под бронзу с патиной, что придало богине правосудия
вид старинной скульптуры. Ее высота - 2,2 метра при высоте постамента 80
сантиметров.
Дальше предлагаю прогуляться по омскому Арбату: так местные жители называют
пешеходную улицу Чокана Валиханова. В теплое время года сюда стекается
творческая молодежь, представители которой исполняют песни, устраивают
театрализованные представления для прохожих и др. У здания консульства
республики Казахстан (ул. Чокана Валиханова, 9) присел ученый, путешественник и
просветитель, в честь которого названа улица. Чокан Валиханов – выходец из
знатной семьи, ведущей свой род от Чингисхана. Его отец султан Чингис Валиев –
сам армейский офицер, определил 12-летнего сына на учебу в Сибирский кадетский
корпус. Старейшее военно-учебное заведение давало воспитанникам фундаментальное
образование. При поступлении на учебу Чокан знал по-русски лишь несколько слов,
а через 6 лет вышел из корпуса со знанием нескольких восточных и западных
языков. Спустя годы исследования Валиханова печатались в трудах Русского
Географического общества, выходили в Берлине, Лондоне и вошли в тома французской
Всеобщей географии Элизе Реклю. Однокашником Валиханова был будущий крупный
ученый Григорий Потанин. Тесная дружба связывала Чокана с писателем Федором
Достоевским. Вскоре молодой человек стал офицером по особым поручениям
генерал-губернатора Западной Сибири Густафа Гасфорда, управлявшего огромной
территорией. Вся последующая деятельность Чокана Валиханова связана с
Семеновым-Тян-Шанским, с которым он совершил ряд экспедиций в Центральную Азию.
Памятник Чокану Валиханову был изготовлен в Петропавловске. Его автор –
казахский скульптор Азамат Баярлин. На постаменте из красного мрамора надпись:
«Дар Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева городу Омску. 2004 год».
Памятник гармонично вписался в ауру старого центра. В сотне метров за спиной у
Чокана – кадетский корпус, давший ему путевку в жизнь. Лицо Валиханова обращено
на юг, в сторону его родины - Казахстана.
Ближе к проспекту Карла Маркса, в особняке - памятнике деревянного зодчества
(ул. Чокана Валиханова, 10), разместился
музей имени Кондратия Белова. Этот дом
когда-то являлся частью усадебного комплекса, постройки которого не сохранились.
Владельцем строения был Филипп Штумпф - крупнейший в Омске предприниматель и
общественный деятель, главный агроном Степного края - он жил здесь со своей
женой с 1898 до 1917 года. Дом Штумпфа, с мезонином и двумя причудливыми
башнями-бельведерами (одна из них была разобрана в советское время), был
построен на рубеже ХIХ — ХХ вв. Кружевом своих фасадов и необычным силуэтом он
выделялся из окружающей застройки и напоминал деревянную архитектуру Томска —
города, откуда был родом сам хозяин. Величие усадеб ХIХ века соединилось в этом
доме со сказочностью древнерусского терема.
С приходом Советской власти все
имущество Штумпфа было конфисковано. В разное время помещения особняка занимали
детский дом и коммунальные квартиры. В 1980 году ему присвоили статус памятника
архитектуры. А с 1987 года, благодаря стараниям омского художника Кондратия
Белова, начались работы по ремонту и восстановлению фасадов и интерьеров.
Народный художник РСФСР и признанный мастер сибирского эпического пейзажа мечтал
устроить здесь свою мастерскую. В 1991 году дом был открыт, но уже в статусе
музея К. П. Белова: художник скончался в 1988 году. Сегодня в музее работают
представители династии Беловых, а во дворе дома стоит
памятник художнику
(скульптор В.Н. Мурашев). Основу коллекции музея составляют произведения
«патриарха сибирской живописи». Экспозицию одного из залов музея посвятили
Штумпфу. Так под одной крышей переплелись биографии двух значимых для Омска и
Сибири личностей. Интересно, что задолго до создания музея Кондратий Белов
изобразил дом Штумпфа на одной из своих картин Последняя ночь колчаковской
столицы.
Сейчас улица Чокана Валиханова закрыта на реконструкцию. Но к сентябрю 2014
года к уже существующим достопримечательностям добавятся 2 фонтана. Один из них
расположится ближе к проспекту Карла Маркса. А второй — у спуска на набережную
Иртыша, и будет примыкать к стеклянной стеле высотой 6-8 метров.
Если Вам захотелось побывать в колчаковской столице,
YouRenta.ru поможет в
выборе жилья. Посуточная квартира оставит о себе такое же приятное впечатление,
как и достопримечательности Омска.
Что ещё можно посмотреть в Омске
Библиотека имени А.С. Пушкина
Место расположения: улица Красный путь, 11.
Одна из старейших и крупнейших библиотек Сибири была основана в 1899 году – в год 100-летия со дня
рождения «солнца русской поэзии» – и располагалась в пристройке к зданию
городской думы. В
новое здание на Красном пути учреждение переехало в 1995 году.
И сейчас «Пушкинка» – одно из самых впечатляющих строений Омска. Его фасад
украшают скульптуры выдающихся российских деятелей: Ярослава Мудрого, Сергия
Радонежского, Андрея Рублева, Николая Карамзина, Александра Пушкина, Михаила
Ломоносова, Михаила Глинки, Константина Циолковского. Боковой фасад библиотеки
украшает
рельеф (проект 8 скульптур и рельефа принадлежит Василию Трохимчуку). В
рельефе не отражены исторические события, это скорее философский рассказ автора
об истории человечества. Центром композиции стал образ Вселенской матери. Справа
и слева выделяются своими размерами фигуры Икара и Атланта, и тем самым
подчеркивается особое место этих мифологических героев в истории человечества.
Размеры остальных фигур (а их около сотни) зависят от значимости того или иного
персонажа. Рельеф протяженностью в 30 метров был выполнен в глине (в лепке
принимал участие ленинградский скульптор В. А. Ерёмин) и переведен в металл на
художественно-производственном комбинате в Ленинграде. В разобранном состоянии
(11 секций) рельеф был доставлен по железной дороге в Омск и уже на месте
монтировался под руководством автора.
«Коммунальный карась» или «Между небом и землей» скульптора А.Н. Капралова
Место расположения: на пересечении улиц Герцена и Чапаева.
Огромная, с хитроватыми глазищами и зубасто-улыбчивой пастью,
металлическая скульптура стала
сказочным собирательным образом: каждый увидит в ней то, что захочет, - и трех
китов, на которых держится мир, и премудрого пескаря, и золотую рыбку… По словам
Александра Капралова, главная идея скульптуры такова: « … коммунальный карась –
это аллюзия на те времена, когда люди жили в коммуналке и ждали чего-то
светлого. И философское понятие о том, что человек живет между небом и землей».
Скульптуру приобрела компания недвижимости «Белый свет», поэтому в 2006 году ее
установили перед входом в офис фирмы (ул. Чапаева, 83).
Фонтан «Изобилие»
Место расположения: сквер 30-летия ВЛКСМ, остановка «Транспортная академия».
Фонтан «Изобилие»
Самый старый фонтан Омска из ныне действующих –
фонтан «Изобилие», установленный в 1956 году. Он создан по проекту архитекторов В.Д. Дооса и И.Н. Ратько. Фонтан и весь сквер спроектированы в едином стиле –
сталинский ампир. Название «Изобилие» объясняет, почему на главной чаше
изображены корзины фруктов и различные яства. Также можно рассмотреть
корабельные штурвалы и пятиконечные звезды, которые отражают идеологию советской
эпохи. Говорят, что человек, закинувший монетку в «Изобилие», разбогатеет с
большей вероятностью, нежели тот, кто кинет мелочь в другой фонтан. Кстати,
сквер с фонтаном расположен напротив красивого здания - бывшего управления
омской железной дороги (сегодня главного корпуса Университета путей сообщения).
Парк Победы
Место расположения: за Ленинградским мостом, остановка «Парк Победы».
Омский мемориальный комплекс имени 30-летия Победы (парк был открыт в
1975 году) – крупнейший и красивейший среди подобных за Уралом. Его общая
площадь составляет 214 гектаров. По-сути, Омский парк победы делится на 2 части:
«цивилизованную» и «дикую». Первым делом Вас встретит обустроенная часть, где
можно полюбоваться величественными скульптурами в память о победе в Великой
Отечественной Войне.
В центре парка - 14-ти метровый
памятник Воину-освободителю
(архитектор Н.А. Ковальчук, скульптор Дмитрий Рябичев). От него можно пройтись
символической «дорогой войны» из брусчатки длиной в 230 метров. По разные
стороны этого пути установлены 18 гранитных монолитов разной высоты (1,5-3,5
метра). На пяти из них выбиты годы войны (получается, по году ужаса в жизни
людей), а на оставшихся тринадцати скульпторы высекли разные эпизоды второй
мировой. У основания каждого камня были зарыты специально привезенные
использованные гильзы и горсть земли с мест боев. В конце «дороги войны» - 9-ти
метровая
скульптура Сибирячки с сыном.
21 год спустя со времени открытия парка
здесь построили
часовню Георгия Победоносца, Александра Невского и Дмитрия
Донского. Выполненное в древнерусском стиле, церковное здание удачно вписывается
в окружающий ландшафт (архитекторы часовни Г.Е. Чиркина, Ю.И. Бардычев, А.И.
Мичуров и В.А. Трохимчук).
Комплекс продолжает пополняться: 9 мая 2005 года к
многочисленным памятникам был добавлен
мемориал жертвам локальных войн и горячих точек. Если повернуть от скульптуры солдата-победителя налево, вы попадете в
«дикую» территорию. Практически в самом центре города располагается около 200
гектаров настоящего леса! Здесь есть соленое озеро и горячий источник, где можно
искупаться. Кроме того, на территории парка ничто не помешает устроить пикник с
палаткой и костром.
Железнодорожник «Петрович» и венгерский паровоз
Место расположения: территория Железнодорожного вокзала.
Те, кто привык путешествовать поездом, по приезду в Омск
(или при отъезде из города) могут заодно полюбоваться ближайшими
«железнодорожными» достопримечательностями. У здания пригородного вокзала
расположилась
металлическая карта Омской области. Изгибы ленты, повторяющие
очертания региона, размещены на постаменте с уходящими вдаль рельсами. Рядом с
монументом «зеленый свет» движению по магистралям дает улыбчивый
железнодорожник. Этого забавного персонажа в костюме, точно соответствующему
оригиналу XIX века, уже окрестили Петровичем. Автор оригинального проекта –
Сергей Соколков. Создатели композиции, установленной в 2007 году, приурочили ее
появление к 170-летию железных дорог России и 110-летию Транссибирской
магистрали. К этой же дате на станции «Омск-Пассажирский» на вечную стоянку
определили старый паровоз 1953 года выпуска (был изготовлен в Будапеште) с
пассажирским вагоном 1938 года. Это последние представители подвижного состава,
сохранившегося в омских депо.
Иртышская набережная
Место расположения: от Ленинградского моста до улицы Рождественского.
Иртышская набережная
Ну и конечно же, чудесное место для прогулки – новая
набережная вдоль реки
Иртыш. Это уникальная конструкция со сроком службы более 100 лет,
спроектированная ведущими омскими инженерами. Ее общая протяженность — более 4-х
километров. Здесь можно отдохнуть от суеты и насладиться прекрасным видом на
реку. Любители активного отдыха также могут проехаться по набережной, взяв в
прокат велосипеды или ролики в близлежащих спортивных магазинах. Пассивно
отдыхающим подойдет любование берегом реки с борта прогулочного теплохода
(отправка от речного вокзала, рядом с площадью Бухгольца, каждый час с 9.00 до
21.00).
Комментарии