Достопримечательности Ярославля
Содержание:
Медвежий угол с тысячелетней историей
Ярославль – один из ключевых пунктов известного туристического маршрута
«Золотое кольцо». Это древний город с более чем тысячелетней историей: не
случайно главные достопримечательности Ярославля изображены на 1000-рублёвой
купюре. Здесь около 800 охраняемых государством памятников истории и культуры, а
исторический центр города находится еще и под защитой ЮНЕСКО. В основном
Ярославль славится сохранившимися красивейшими храмами, на которые приезжают
полюбоваться туристы со всего мира. Но здесь немало и современных памятников,
появившихся к 2010 году – юбилею города.
Существует легенда об основании Ярославля. В 1010 году, когда Ярослав Мудрый
правил Ростовской землёй, недалеко от места слияния рек Волги и Которосли было
языческое селение - Медвежий угол. Однажды, когда Ярослав плыл на ладьях с
войском по Волге, он увидел, как жители Медвежьего Угла грабят купеческий
караван, и послал на помощь купцам своих дружинников, которые и победили
язычников. Побеждённые поклялись жить в мире и платить дань, но на предложение
креститься ответили отказом. Князь возвратился в Ростов, но вскоре вернулся в
Медвежий угол вместе с церковниками, мастерами и воинами. Когда Ярослав входил в
селение, на него выпустили из клетки медведя и псов. Князь завалил зверя, а псы
ни на кого даже не напали. Видя это, язычники пали ниц перед князем. А он в свою
очередь велел построить здесь первый христианский город на Волге, который в
итоге разросся до 600 тысяч человек (на сегодняшний день это третий по величине
населения город Центрального федерального округа РФ).
Кстати, Ярославль первый не только в плане принятия христианства близ Волги.
Именно здесь зародился первый в России профессиональный театр, и здесь училась и
работала первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова. А еще тут есть
первые и пока единственные в мире скульптуры. Но, обо всем по порядку.
В память об основании Ярославля на его гербе стали изображать медведя с
секирой. Прошло больше тысячи лет, но это пристанище по обоим берегам великой
русской реки по-прежнему можно назвать медвежьим. Ведь сегодня хозяин лесов всех
мастей встречается здесь (в прямом и переносном смысле) на каждом углу. Чтобы
убедиться в этом, приезжайте в Ярославль с мая по октябрь, когда его живой
символ – медведица Маша - не спит в берлоге, а бодрствует в Ярославском Кремле.
Кроме того, в этот период открыто большинство музеев города. Забронировать
подходящую
квартирку посуточно на это время и не только Вам поможет Yourenta.ru.
Парки и скверы Ярославля
«Труба» и поющие фонтаны
Путешествие по Ярославлю, пожалуй, лучше начать с парка на Стрелке – месте
слияния рек Волги и Которосли. Парком в привычном смысле этого слова - с
тенистыми деревьями - он не является, так как состоит в основном из газонов,
широких дорожек и фонтанов (причем поющих). Но именно здесь, согласно легенде,
был основан город. Кроме того, отсюда открывается красивейший вид на известные
достопримечательности – Успенский собор и храмовый ансамбль в Коровниках.
На самом «острие» Стрелки возвышается памятник 1000-летию Ярославля,
представляющий собой 20-метровую колонну на постаменте, увенчанную двуглавым
орлом. Его строительство началось за 3 года до юбилея, когда мэрией города был
объявлен конкурс на лучший памятник. Победителем стал проект коллектива из
Москвы (авторы: скульптор-архитектор М.Н. Точеный, скульптор А.Н. Ковальчук,
архитектор М.В. Корси). Вокруг колонны памятника располагаются 5 абстрактных
скульптур, олицетворяющих историю Ярославля: князь-основатель города Ярослав
Мудрый, православный священник (в котором угадывается патриарх Тихон),
воин-дружинник, гражданин, мать с ребенком. Внизу - барельеф, на нём по кругу
изображены важные события в жизни города. Основание Ярославля, чудесное
обретение иконы Божьей Матери Толгской, сбор ополчения Минина и Пожарского,
становление промышленности, науки, война 1812 года, когда город стал важным
тыловым опорным пунктом, Великая Отечественная война, освоение космоса (где в
изображении угадывается уроженка ярославской земли Валентина Терешкова) и
картина современного города. Этот памятник, как и многие другие новые
достопримечательности, вызывает у ярославцев двоякое мнение. Одним он нравится,
другие считают, что массивная «труба» испортила вид на ансамбль храмов в
Коровниках.
Рядом с «трубой» расположились цветомузыкальные фонтаны. Особенно впечатляюще
они выглядят вечером (с 21 до 24 часов), когда их струи подсвечиваются.
Разноцветные потоки воды взлетают на огромную высоту и стремительно падают вниз,
ритмично танцуя под классическую музыку.
Цветомузыкальные фонтаны
Даманский остров
В Ярославле есть свой маленький остров, который находится в ста метрах
параллельно Стрелке. В народе его стали называть «Даманским», связывая с
одноимённым островом на советско-китайской границе, где в 1969 году произошёл
приграничный вооружённый конфликт. Тогда на защиту госграницы были призваны
военнослужащие из разных городов, многие молодые ярославцы также служили в тех
краях. Возможно, кто-то из них решил дать острову на Которосли это название,
которое быстро вошло в обиход. Кстати, в память о событиях 1969 года на
ярославском острове в 2011 году установил памятный знак.
Сейчас на этом участке суши работает первый (создан в 1944 году) и главный в
городе парк развлечений с аттракционами (ул. Подзеленье). Парк получил главную
международную награду в индустрии развлечений – премию "Золотой пони" (в разные
годы в число призеров конкурса входили парки Tivoli Copenhagen в Дании, Holiday
Park в Германии; французский Nigloland и другие).
Чтобы попасть на территорию парка, нужно пройти через так называемый «Бруклинский мост», внешне схожий
со знаменитым висячим мостом в Нью-Йорке. Мост этот - излюбленное место
молодоженов, которые весь его увешали замочками счастья...
Сити-парк, к которому приложили руку Терешкова и Церетели
За день до юбилейных торжеств на набережной Которосли открылся парк
1000-летия Ярославля (авторы проекта — архитекторы Василий Гребенщиков и Николай
Кудряшов). В парке площадью более 64 тысяч кв.м. высажено более 400 деревьев.
Первые из них посадили председатель Госдумы Борис Грызлов и первая
женщина-космонавт Валентина Терешкова, о чем свидетельствуют именные таблички.
Фонтан «Камень»
В сквере можно полюбоваться современными фонтанами «Солнышко» и «Камень», и,
вдобавок «утереть» нос чугунному медведю. Это двухметровая скульптура – подарок
городу на юбилей от самого Зураба Церетели. Некоторым горожанам из-за
устрашающего вида «медведь с рыбой» не нравится. Другие, чтобы в кошельке
водились деньги, и исполнялись заветные желания, усердно трут ему нос. И, надо
отметить, желающие «словить рыбку» (удачу) нос ему уже «утерли» до блеска. Как,
впрочем, и нижнюю когтистую лапу.
Скульптура медведя
Причем некоторые совмещают полезное с приятным, катаясь заодно на роликах или
велосипеде (открыт прокат). Кроме того, здесь есть километровая площадка для
скейтборда, а также 2 детские игровые площадки.
Первый русский театр
Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова –
старейший театр России, отметивший в 2010 году свое 260-летие. История театра
началась с кожевенного амбара, в котором в 1750 году молодой купеческий сын
Федор Волков с братьями и друзьями устраивал первые представления своей труппы.
Позже Федор выстроил для театра специальное здание, изготовил костюмы,
декорации. Слух о молодых ярославцах дошел до императрицы Елизаветы, которая
вызвала их в Петербург… С тех пор «театральная хоромина» на берегу Волги
считается первым в России публичным профессиональным театром.
Театр за годы существования претерпел массу изменений в архитектурном плане.
Современный облик здания на площади Волкова, 1 – это модернизированный проект
архитектора Николая Спирина - «Фигуры, танцующие в круге». Таким театр открылся
в 1911 году. Не смотря на то, что позже он был основательно перестроен и
расширен, скульптурные фризы по рисункам Спирина на фасадах театра полностью
сохранились. Тут можно отыскать и покровителя искусств – Аполлона-кифареда, и
музу трагедии Мельпомену, и музу комедии Талию (Евтерпу). Внутри зрительный зал
украшен фризом «Торжество Диониса» известного художника «серебряного века»
Николая Верхотурова и его помощницы Веры Сакен.
В 1930-е годы был создан музей театра, коллекция которого насчитывает около
15 тысяч экспонатов. Больше всего в фонде театральных афиш и программ
Волковского театра, а также гастролеров, выступавших на ярославской сцене с 1847
года по сегодняшний день.
Сегодня Волковский театр популярен и знаменит постановками русских и мировых
классических драматургических произведений, активно гастролирует по России и
Европе (Финляндия, Дания, Норвегия).
Памятник Фёдору Волкову
По соседству с театром (в Власьевском сквере) на высоком гранитном постаменте
стоит бронзовый Фёдор Волков, изображённый в полный рост. Он одет в сценический
костюм, взгляд его направлен на театр, руки сложены на груди. Отец русского
театра словно любуется своим детищем и раздумывает о его судьбе. Авторы проекта:
архитектор В. Маров и скульптор А. Соловьёв. Конкурс на создание памятника
Волкову был объявлен еще в 1900 году в связи с празднованием 150-летия русского
театра. Но денег тогда на воплощение этого проекта не нашли. Монумент установили
лишь в 1973 году. В музее Волковского театра до сих пор хранятся две
модели памятника, поступившие тогда на конкурс.
Действующие церкви и монастыри Ярославля
«Если на Москве храмов много, то в Ярославле их сравнительно ещё больше, и
они поражают глаз, как блестящее осенение города», – так описывал свои
впечатления в 1884 году писатель Константин Случевский. К сожалению,
далеко не все из тех церквей, которыми любовались люди в XIX веке, дошли до
наших дней. По некоторым данным, до революции в Ярославле насчитывалось около
100 храмов. Но во время белогвардейского восстания в 1918 году многие из них
были повреждены или разрушены, другие были взорваны в период воинствующего
атеизма 30-х годов. Сейчас в Ярославле насчитывается около 30-ти действующих
православных храмов.
Успенский собор
Среди них Успенский собор - самая древняя каменная постройка города. Он
расположился на возвышении рядом со Стрелкой. Храм был заложен еще в 1215 году
по воле ростовского князя Константина (был похоронен в этом соборе) – старшего
сына Всеволода Большое Гнездо. Посвящен он был Успению Пресвятой
Богородицы, и много веков являлся главным храмом Ярославля. Начинало ветшать и
разрушаться одно здание собора – возводили другое. В 1937 году Успенский
кафедральный собор взорвали. Долгие годы на этом месте был парк культуры и
отдыха. К 1000-летию Ярославля вновь возвели величественный и монументальный
Успенский собор, который виден издалека.
Прекрасно виден со Стрелки и храмовый ансамбль в Коровниках – лучший образец
архитектурных ансамблей. Это композиционно законченный памятник, который
строился на протяжении многих десятков лет. Над ним трудились талантливейшие
зодчие Ярославля. В состав храмовой композиции входят две крупные церкви -
церковь Владимирской иконы Божьей Матери и церковь Иоанна Златоуста,
колокольня и Святые ворота. Все эти элементы строились и украшались
постепенно.
Летняя церковь Иоанна Златоуста была построена первой. Строилась она в
течение пяти лет (1649 - 1654 годы) кропотливой работы каменщиков, керамистов,
строителей. Деньги на строительство были выделены ярославскими богачами Иваном и
Фёдором Неждановскими (позже оба жертвователя обрели вечный покой в южном
приделе храма). В дальнейшем новое поколение внесло свои изменения в облик
храма: в четверике появились широкие окна, украшенные красивыми наличниками.
Второй по значимости Храм Владимирской иконы Божией матери формой и размером
постройки напоминают первый. Он был построен в 1669 году и предназначался для
проведения зимних служб.
Композиционный центр комплекса - колокольня с собственным именем –
Ярославская свеча, прозванная так за свою высоту (37 метров) и стройность.
Расположенная на равном расстоянии от обоих храмов, она связала их воедино.
Законченный характер всему комплексу придают Святые ворота рубежа 17-18 веков,
оформленные в стиле нарышкинского барокко. Сегодня красивейший храмовый
комплекс в Коровниках принадлежит старообрядцам.
Толгский монастырь
На левом берегу Волги стоит знаменитый Толгский монастырь. Он славится
чудотворной Толгской иконой Богоматери, исцеляющей людей. В числе прочих иконе
приписывают такие чудеса, как выздоровление от болезни ног Ивана Грозного (в
благодарность по указу царя в Толгском монастыре возвели каменный собор) и даже
воскрешение мёртвого ребёнка, привезённого в монастырь для погребения.
Толгский монастырь был основан как мужской в 1314 году. Архитектурным центром
ансамбля является Введенский собор, к югу от собора сохранилась древнейшая
Крестовоздвиженская церковь с трапезной. Одна из самых интересных построек —
Спасская церковь с больничными палатами (1710-е гг.) — единственный значительный
памятник стиля московское барокко во всем ярославском зодчестве. Также на
территории монастыря находится кедровый сад.
В 1914 году в честь 600-летия монастыря его посетил Николай II с семьей.
Здесь нашли упокоение представители древних княжеских родов - Голицыны,
Троекуровы и др. В Спасской церкви погребен герой Отечественной войны 1812 года,
участник Бородинского сражения генерал-лейтенант Н.А. Тучков. Закрытый в 1928
году монастырь был вновь открыт в 1987 году как женский - первый женский
монастырь, вновь открытый в СССР. Сегодня это один из крупнейших женских
монастырей страны, в нем живет более ста сестер. Проще всего до обители в
поселке Толга добраться на речном трамвайчике от ярославской пристани.
Храмы-музеи Ярославля
В Ярославле есть 9 храмов, в которых никто косо не посмотрит, если Вы вдруг
решите сфотографироваться у алтаря или иконостаса. Потому что эти церкви
принадлежат музеям. Все они являются памятниками архитектуры, многие из них
также относят к памятникам живописи. О наиболее интересных храмах, находящихся в
ведении Ярославского музея-заповедника, пойдет речь ниже.
Растиражированный толчковский храм
Беря в руки тысячерублевую банкноту, Вы не раз видели на ее оборотной стороне
известный памятник архитектуры. Это Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове (2-я
Закоторосльная набережная, 69) - самая красивая ярославская церковь, которая к
тому же находится под охраной ЮНЕСКО. Она знаменует собой вершину школы
зодчества и самобытной художественной школы Ярославля XVII века.
Ансамбль состоит из основного здания храма, колокольни и Святых ворот. И сама
церковь (44 метра), и ее колокольня (45 метров) – самые высокие в
городе. Церковь выглядит настолько необычно, что появились слухи, что ее строили
то ли голландские, то ли бухарские зодчие. На самом деле у церкви Иоанна
Предтечи нет ни одной детали, несвойственной русскому зодчеству. Более того,
этот храм по планировке и композиционному построению не отличается от другой
построенной ранее ярославской церкви - Иоанна Златоуста в Коровниках. Изюминка
же «растиражированного» храма в том, что к нему примыкают 2 симметричных
придела, равных по высоте основному кубу, и эти приделы завершаются пучками
малых пятиглавий. Такое впервые встречается в ярославском зодчестве. И до сих
пор это единственный в древнерусской архитектуре пятнадцатиглавый собор. На
строительство этого грандиозного храма ушло целых 16 лет.
Интерьер церкви не менее прекрасен. На ее стенах, столпах, сводах, галереях
запечатлено более 500 различных сюжетов, что делает толчковский храм самым
большим в мире памятником по количеству сюжетов росписи.
Церковь с иконостасом от знаменитого актера
Самые прекрасные каменные церкви Ярославля были построены в XVII веке. В это
время в городе скрестились важнейшие торговые пути, связывающие Русское
государство с Западной Европой и странами Востока – Персией, Индией и т.д. Тогда
Ярославль был третьим торговым городом страны и вторым по количеству населения,
уступая лишь Москве. Ярославские купцы были одними из самых богатых. Они и стали
заказчиками каменных церквей, которые украсили посад Ярославля. И первым в этой
прекрасной веренице возводимых один за другим каменных храмов, построенных на
средства купцов, стала церковь Николы Надеина. Она была построена в 1620-1622
годах на деньги Епифания Светешникова, известного также под мирским именем –
Надей. Отсюда название церкви – Николы Надеина.
Церковь Николы Надеина
Существует легенда, что по
рисунку Федора Волкова был выполнен иконостас 1751 года, и знаменитый актер
принимал непосредственное участие в его создании. На одной из икон даже была
найдена подпись его товарища по труппе Домиана Галика. Кстати, этот храм часто
включают в свою программу туристы из Японии. Чем-то необъяснимо прекрасным
привлекает этот уникальный памятник гостей из Страны восходящего солнца.
Ассиметричная каменная красавица
Один из наиболее полно сохранившихся памятников Ярославля – церковь Ильи
Пророка, тоже возведенная на средства купцов. Она расположилась в самом центре
города на улице Советская, и ее сложно не заметить. С какой бы точки Вы ни
посмотрели на этот храм — все объемы четко уравновешены, и в то же время
асимметричны. Эта церковь не только одна из самых красивых, но и третья по
величине среди церквей Ярославля (после Успенского собора и храма Иоанна
Предтечи в Толчкове).
Церковь Ильи Пророка
Возведенная на месте двух деревянных храмов церковь стала одним из главных
архитектурных сооружений города. Нынешнее каменное здание, как свидетельствует
вставленная в стену запись славянской вязью на плите справа от входа в храм
«начата созидатися «в лето 7155 (1647)». Храм был построен на средства скупщиков
пушнины братьев Аникея и Нифантея Скрипиных. Это настоящая сокровищница
древнерусского искусства, над ее внутренним и внешним убранством работали лучшие
мастера своего времени. С 1920 года и вплоть до наших дней храм функционирует
как музей.
Ярославский Кремль
За Святыми воротами Спасо-Преображенского монастыря (памятник архитектуры)
«скрывается» целый мир древней Руси. Территория Кремля, как его все называют, с
12-го по 18-й века принадлежала мужскому монастырю (упразднен). Он известен
первым в стране учебным заведением – Григорьевским притвором и великолепной
библиотекой, подлинной жемчужиной которой был единственный сохранившийся
экземпляр рукописи 12 века "Слова о полку Игореве". В свое время монастырь любил
посещать царь Иван Грозный. От него было получено 55 жалованных грамот, дающих
во владение 6 сёл и 239 деревень, а также множество других привилегий.
В границах монастыря на Богоявленской площади, 25 расположился целый ансамбль
архитектурных памятников. Это созданные в 17 веке церкви Рождества Христова
(Крестовая) и Ярославских чудотворцев (Входоиерусалимская), настоятельские покои
и кельи, а также стены и башни 16-17 веков. Наиболее интересное древнейшее
строение Ярославля – Спасо-Преображенский собор. Первоначально он был воздвигнут
в 13 веке. Здание, сохранившееся до наших дней, было построено после пожара 1501
года по образцу Благовещенского собора Московского кремля, предположительно
итальянскими мастерами. Внутри него находится усыпальница ярославских
князей. Фрески собора, написанные в 1563-1564 годах, — один из двух в России
памятник стенописи, сохранившийся с эпохи Ивана Грозного.
В 16 веке были также сооружены Трапезная палата (по внутренней композиции
напоминает Грановитую палату Московского кремля) с Крестовой церковью и самое
высокое здание монастыря - звонница (около 32 м.). По лестнице с узенькими
проходами и маленькими окошками взойти на ее смотровую площадку нелегко, но это
того стоит. По свидетельствам «очевидцев» с колокольни открывается великолепный
вид на город и Волгу.
Количество экспозиций музея огромно. Чего тут только нет! Чучела зверей и
птиц Ярославской области, древнерусские кольчуги, ткани и копья, иконы, древние
книги и монеты, а также ювелирные украшения, которые пролежали в земле тысячу
лет…
В стенах Ярославского Кремля обитает и живой символ города - бурая медведица
по кличке Маша, которая очень любит кушать огурчики и сладости.
Памятник копейке
А совсем недавно, в июле 2013 года в музее-заповеднике открылся памятник
копейке. Он напоминает о том, что во время четырехмесячного стояния ополчения
Минина и Пожарского в Ярославле был открыт временный монетный двор. Здесь
чеканились копейки, в простонародье "чешуйки" (оригинальные монеты имели размер
всего 19x14 мм), которые шли на содержание народного ополчения.
Памятный знак возвышается на 3 метра, а в его центре монета более метра в
диаметре. С одной стороны копейки изображен всадник с копьем, с другой - надпись
с именем Федора Ивановича, последнего русского царя из династии Рюриковичей.
Знаки на денежной единице указывают на то, что монета изготовлена в Ярославле. В
ее основе – копия зубчика Кремлевской стены, символизирующая важную роль
"чешуйки" в освобождении Москвы от польских интервентов.
«Копейку 1612 года» можно не только потрогать, но и покрутить. Это позволяет
конструкция памятника. Говорят, если покрутить монету несколько раз и загадать
желание, оно обязательно исполнится.
Архитектура
«Космическая» часовня
Перед Святыми воротами Спасо-Преображенского монастыря на набережной
Которосли стоит ультрасовременное церковное здание. Это растиражированная на
тысячерублевых купюрах часовня Казанской Богоматери (автор - Григорий Дайнов).
По архитектуре она напоминает готовящуюся к старту ракету. Возможно потому, что
в Ярославле родилась первая женщина-космонавт. Это и часовня, и памятник
прошлому «в одном флаконе». На витражной перегородке сооружения изображена
Казанская Божья матерь, покровительница русского и ярославского воинства, а
внутри на плите начертаны слова «Народному ополчению 1612 года от благодарных
потомков».
Известно, что в 1612 году в Нижнем Новгороде было собрано ополчение для
освобождения Москвы от захватчиков. Ополчение затем двинулось вверх по Волге и
остановилось в ярославском Спасо-Преображенском монастыре, чтобы набраться сил.
Таким образом, Ярославль в то Смутное время выполнял
функции столицы государства. Памятник открыт в 1997 году, в честь 385-летия
выхода ополчения Минина и Пожарского из стен монастыря на Москву.
Митрополичьи палаты
Пожалуй, самый интересный памятник гражданской архитектуры 17 века –
Митрополичьи палаты. В этом веке жилые здания строили, в основном, из дерева.
Поэтому каменных жилых построек с тех времен сохранилось не так много и в
Ярославле, и в других русских городах. Митрополичьи палаты – наиболее
загадочный образец из дошедших до наших дней. Они создавались как резиденция
ростовского митрополита Ионы Сысоевича во время его приездов в Ярославль – того
самого митрополита, который построил кремль Ростова Великого.
Митрополичьи палаты
Палаты таят немало загадок, не раскрытых и поныне. Например, в палатах есть помещения, роль и
назначение которых абсолютно непонятны. Так, неясно назначение четырех широких
ходов - колодцев в толще стены из нижнего этажа на чердак. Рассказывают также,
что, когда ремонтировали пол на первом этаже, лом у рабочих упал в какую-то яму,
такую глубокую, что его так и не нашли. Вы можете пройти по закоулкам этого
дома, и увидеть все своими глазами, ведь сейчас здесь находится отдел
древнерусского искусства Ярославского художественного музея.
Дом Болконского
На Волжской набережной, 7 расположен двухэтажный особняк конца 18 века -
памятник провинциального классицизма. Он выполнен в стиле допожарной Москвы:
почти вся такая уютная одно- и двухэтажная Москва сгорела в огне 1812 года.
Дом Болконского
В основе славы этого небольшого дома – городская легенда, согласно которой
здесь умирал герой романа «Война и мир» Андрей Болконский. Во время
Отечественной войны 1812 года в здании находился госпиталь для раненых офицеров.
Предположительно здесь умер от ран генерал-лейтенант Николай Тучков, который
якобы послужил Толстому прототипом Болконского. При этом Лев Толстой никогда не
был в Ярославле.
Памятники Ярославля
Скульптурных памятников в Ярославле относительно немного. До 2000-х годов
Ярославль был одним из самых бедных на монументы городов. Город украшали только
скупые произведения советской эпохи. Бум на памятники пришёлся лишь к 1000-летию
Ярославля. Самые значительные и единственные в своем роде, времен СССР и новые –
в этом разделе.
Трезвая троица
Приезжая я Ярославль, обязательно посмотрите на единственное в мире
скульптурное изображение Святой Троицы (Скульпторы — Н. Мухин, И. Трейвус и Е.
Пасхина). «Троица» представляет собой очень смелую попытку, с одной стороны,
скульптурно осмыслить великое творение Андрея Рублёва, а с другой — найти
современное художественное решение. Из-за нетипичных форм ангелов
композиция вызвала неприятие у части городского населения (народные названия –
«гуманоиды», «слизняки», «трое непьющих»).
Памятник «Троица»
«Троица» установлена в 1995 году в честь тысячелетия распространения
христианства на Руси на месте алтаря разрушенного в 1930-е годы Успенского
собора. После начала работ по восстановлению собора перенесена ближе к Волжской
набережной (перед храмом).
Среди туристов и молодоженов укрепилась традиция загадывать желание и бросать
монетку в чашу в нижней части скульптуры, символизирующую Причастие. Попадание
обеспечивает исполнение желания. Однако, священнослужители такой ритуал называют
кощунством.
Исцеляющий камень
Рядом, за Успенским собором, стоит камень. Предположительно, он был положен
здесь еще в 1010 году. На нем написано, что на этом месте Ярослав Мудрый заложил
новый город, названный в его честь Ярославлем. По преданию, здесь же он убил
медведя, которому поклонялись местные жители. Легенда гласит, что этому камню 2
миллиона лет, он обладает невероятно мощной энергетикой и способен исцелить
человека, который приложится к нему больным местом.
Дядя с тортом
В центре города на Богоявленской площади стоит изображенный на банкноте
памятник основателю города Ярославу Мудрому (автор – известный московский
скульптор О. К. Комов). На открытии монумента в 1993 году присутствовал сам
Борис Ельцин - действующий тогда первый президент России. Скульптура обращена к
въезжающим в центр города путникам из столицы, символизируя тесные связи с
Москвой. В правой руке Ярослава Мудрого – опущенный меч, говорящий о миролюбивой
политике князя и в то же время способности защитить город. В левой руке
основатель держит макет будущего города, издалека напоминающий кондитерское
изделие. За это местные жители прозвали памятник "мужик с тортом".
На барельефах, украшающих пьедестал, изображены герб Ярославля, поединок
князя Ярослава с медведицей (легенда о котором и легла в основу герба), и
Ярослав за работой: в руках у него текст закона или одна из книг библиотеки, или
договор с кем-то из европейских монархов. Любой вариант допустим, т.к. при
Ярославе был создан свод законов "Русская правда", появилась крупная библиотека,
а дочерей своих он выдавал замуж за европейских королей для укрепления связей с
другими странами.
Интересно, что в начале XIX века в Ярославле уже существовал памятник
Ярославу Мудрому, но по указанию Николая I он был разобран как не
соответствующий своему значению.
Поэт-земляк у колыбели
Еще одна визитная карточка города - памятник Некрасову, который учился в
Ярославле. Маленького Колю привезли в родовое имение Некрасовых Грешнево
Ярославской губернии в возрасте 3-х лет. В 11 лет Николай поступил в Ярославскую
гимназию на Воскресенской улице (ныне улица Революционная, 2). Став известным
поэтом, Некрасов часто приезжал в Ярославль, здесь появились на свет некоторые
его произведения.
Памятник Некрасову
Гранитный монумент открыт в 1958 году на пересечении Первомайского бульвара
и Волжской набережной. Его автор - признанный мастер советского монументального
искусства Георгий Мотовилов. От памятника открывается дивный вид на Волгу,
которой поэт посвятил строки «О, Волга!.. Колыбель моя! Любил ли кто тебя, как
я?». Некрасов стоит во весь рост, его взгляд обращён к реке. Рядом с
вертикальным постаментом находится горизонтальная стела с изображением героев
некрасовских произведений: здесь и мужичок с ноготок, и крестьяне, искавшие
«кому живётся весело, вольготно на Руси», и другие. Стоя у памятника, словно
перечитываешь произведения Николая Алексеевича. Вся композиция установлена на
широкой площадке, облицованной гранитом. На постаменте начертаны слова из
«Элегии» Некрасова «Я лиру посвятил народу своему».
Скамья примирения
Недалеко от памятника поэту на тенистом Первомайском бульваре стоят скамейки.
Среди них есть и Скамья примирения. Лавочка предназначена для двух поссорившихся
людей, которые могут присесть на неё для обсуждения и решения проблемы. Концы у
скамейки слегка приподняты, чтобы сидящие на ней потихоньку скатывались к
центру, то есть друг к другу.
Всего в Ярославле 3 таких скамьи, установленные ко Дню города в 2012 году.
Кроме вышеупомянутой, есть еще в Демидовском сквере и у часовни на Которосльной
набережной. Правда, ярославские скамьи носят скорее символический характер, ибо
соскользнуть друг к другу получится только при обоюдном желании – слишком мал
уклон.
Единственный памятник народному артисту Собинову
На пересечении улиц Максимова и Трефолева у Ярославской областной филармонии
стоит пока что первый памятник оперному певцу Леониду Собинову. В начале 20 века
уроженец Ярославля Собинов, будучи солистом Большого театра в Москве, успел
дважды побывать его директором, неоднократно выступить на сценах миланского «Ла
Скала» (1904—1906), в Монте-Карло, Мадриде, Лондоне, Берлине и Париже. Сейчас
имя народного артиста носят улицы городов стран СНГ, Саратовская консерватория и
ежегодный музыкальный фестиваль. И только в 2007 году открыли памятник. Его
автор – ярославский скульптор Елена Пасхина трудилась над монументом 9 лет.
Памятник Собинову был в проекте и у Олега Комова, но он не успел осуществить
свой замысел…
Двухметровый Собинов (памятник выполнен в полторы натуры) изображён в
сценическом костюме в роли Ленского. Он стоит на треугольнике сцены, освещённой
лучом прожектора, но одновременно и на Волжской набережной, оперевшись на
решетку… Тень занавеса ещё будоражит мысли. Рядом – парик Ленского, цилиндр,
внизу ноты «Онегина». Скульптурная композиция как будто переносит нас в прошлое.
Всего лишь год прошёл, как Собинов стал тенором Большого театра. И уже в апреле
1898 года – небывалый успех в «Евгении Онегине». В этом же году Леонид
Витальевич приехал в Ярославль. Он ещё не стал легендарным, но уже почувствовал
дыхание славы.
Те, кто желает более подробно узнать об «Орфее русской оперной сцены», могут
посетить единственный в России дом-музей Л.В.Собинова, находящийся неподалеку
(ул. Собинова, 25). В этом доме будущий певец родился и прожил счастливые
детские и юношеские годы.
Бюст автора «Эй, ухнем!»
На пересечении улиц Трефолева и Андропова в сквере перед Казанским монастырём
с 1958 года стоит творение питерского скульптора Александра Черницкого. Это
памятник русскому поэту и публицисту Леониду Трефолеву, прославившемуся стихами
к песням «Дубинушка» («Эй, ухнем!»), «Когда я на почте служил ямщиком» и «Песня
о камаринском мужике». Благодаря простоте языка и напевности эти произведения
стали народными.
Памятник представляет собой бюст автора русских «народных»,
установленный на строгом прямом постаменте. Под бюстом - барельефы с
изображением героев трех упомянутых песен. Место выбрано неслучайно. Здесь на
бывшей Варваринской улице в 1870-х годах почти всю жизнь творил Трефолев. В его
стихах есть такие строки: «Как на улице Варваринской спит Касьян, мужик
Камаринский».
Букет тюльпанов для девушки
На этой же улице, названной в честь поэта-песенника, у дома №13 от Вашего
взгляда не ускользнет каменная корзина с тюльпанами, висящая над тротуаром. Она
ненавязчиво привлекает внимание к местному кафе «Амстердам». Тут же, под
вывеской заведения, на лавочке скучает одинокая девушка.
Пьяный Афоня
В Ярославле снимали немало фильмов. Комедия Георгия Данелии «Афоня» (1975
год) - в том числе. Когда в 2009-м году проводился опрос на тему «Какой
киноперсонаж может служить олицетворением ярославца», главный герой Афоня (его
сыграл Леонид Куравлёв) был признан самым ярославским. За хитрость, ловкость,
иронию, и, при этом, за внутреннюю доброту и глубину души. Теперь Афоня с
собутыльником Колей о чём-то оживлённо беседуют напротив пивбара «Афоня» на
улице Нахимсона, 21А. Точь-в-точь как в сцене фильма на 6-й минуте. Автор
скульптурной композиции - Алексей Коршунов. Памятник народный: деньги на него
дали не только меценаты, но и простые жители Ярославля. Не смотря на то, что
скульптуру установили недавно – в 2010 году, она уже успела побывать на
реставрации. В первые полгода монумент основательно пообтёрли любители с ним
фотографироваться.
Памятник «Афоня»
Кстати, в самой пивной воссоздан дух советской эпохи: сок наливают из
стеклянных конусов, салфетки стоят в граненых стаканах, вешалки для одежды
прибиты прямо на косяках, и фирменное пиво «Афоня» подается по 0,5 литра в
легендарной пивной кружке.
Памятник «постовому»
На пересечении проспектов Ленина и Октября, рядом с клубом «Гигант» в 2008
году встал высокий бронзовый мужчина – городовой (2,5 метра). Именно на этом
месте в конце 18 века, на въезде в город из древнего Романова-Борисоглебска,
находилась Романовская застава. Всего в Ярославле были 4 заставы: Угличская,
Борисоглебская, Московская и Романовская. Они вели надзор за порядком, собирали
дорожную и городскую подати. Застава состояла из стражи, двух обелисков,
караульного помещения (кардигардии), будки и шлагбаума. Мимо Романовской заставы
проезжала когда-то императрица Екатерина Вторая. Если присмотреться, то можно
увидеть на плече городового сумку, из которой торчит свернутый свиток с указом
Екатерины II 1787 года. Городовой имеет бравый вид, как солдат из сказки, в
сапоге у него – ложка, в одной руке – секира, в другой – трубка с махоркой, а на
будке – ворона.
Скульптура «постового» автора Елены Пасхиной отливалась в Подмосковье. А вот
внешний антураж, в том числе будку, изготовили местные мастера.
По улицам города «бродят» медведи
Изображения медведя - символа Ярославля в городе можно увидеть повсюду.
Многие изготовлены из дерева, летом встречаются и из растений. Но только 3
медоеда запечатлены в прочном металле.
Один из них – «медведь с рыбой» от Церетелли - находится в парке Тысячелетия
Ярославля на набережной Которосли (более подробно о памятнике в разделе «
Парки и скверы Ярославля»).
Ещё один, не менее популярный бронзовый мишка - масштабная копия с работы
Фаберже 1909 года - расположился на пересечении улиц Первомайской и Нахимсона
рядом со Спасо-Преображенским монастырем. Его установили за год до
празднования тысячелетия города. Это подарок меценатов родному Ярославлю.
Медведь с поднятой лапой замер на огромном камне, словно хочет шагнуть вперед.
Он выглядит совсем как настоящий. По замыслу авторов проекта, бронзовая
монументальная скульптура изображает медведя из легенды об основании Ярославля,
который вышел навстречу Ярославу Мудрому. На памятнике вырублены слова: «Символ
России – легенда Ярославля». Уникальность памятника в том, что медведь «ревёт»
каждый час до наступления вечера.
У Дворца культуры «Нефтяник» на Московском проспекте, 92 устроился
«Медведь–газовик». Мишка из латуни и бронзы в шахтерской одежде и каске стоит
рядом с буровой установкой. В компании с ним еще один зверек – соболь
(символизирует Сибирь). Памятник - подарок от Газпрома - установлен на
1000-летний юбилей города.
Музеи Ярославля
«Мой любимый мишка»
У символа Ярославля есть не только 3 прочных монумента в городе, но и свой
собственный музей. Его открытие произошло относительно недавно – в 2009 году –
на улице Советской, 8. Здесь насчитывается уже около 900 топтыгинов из плюша,
дерева, фарфора, стекла и соломы. Все они из разных стран и городов: из США,
Германии, Италии и бывшего Союза. Есть даже значки-медвежата, выпущенные до
революции.
Первыми экспонатами стали собственные игрушки создателей учреждения,
потом стали дарить мишек ярославцы. У многих медведей есть своё имя и история
"жизни". Например, один из музейных экземпляров пережил ленинградскую блокаду на
пару со своим хозяином. Этих чудесных зверей можно потрогать и
сфотографироваться с ними на память. А экскурсоводы с удовольствием расскажут
об игрушках увлекательные истории.
«Музыка и время»
Любители музыки и просто любознательные натуры могут посетить первый частный
музей в России – «Музыка и время» (открылся в 1993 году). Он находится на
Волжской набережной 33-А и занимает постройки усадьбы купцов Вахрамеевых,
относящиеся к 18-19 векам. Создатель музея — известный артист оригинального
жанра, иллюзионист и коллекционер еврейского происхождения Джон Мостославский. Экспозиция
под одноименным названием «Музыка и время» расположена в небольшом домике слева.
Здесь туристы могут познакомиться с коллекцией музыкальных инструментов и
шкатулок, колоколов и колокольчиков (первые из них основатель музея, будучи
мальчиком, срезал у овец, коз и коров), а также часов и утюгов. Тут огромное
количество грампластинок - около 15 тысяч, 351 утюг и такая богатая коллекция
золотофонных икон, какой сегодня не владеет ни один российский музей. Многие
экспонаты можно потрогать: завести часы (кстати, все ходики работают и во время
экскурсии можно услышать их бой), включить граммофон, покрутить ручку шарманки,
поиграть на физгармони…
Музей «Музыка и время»
В главном здании размещаются: на первом этаже – выставки самоваров,
старообрядческой пластики, каслинского литья, на втором этаже – буфет и
действующий органный зал. А в небольшом доме позади усадьбы - выставка фарфора.
Скульптура «Верность»
В музей очень любят приезжать молодожены: забор особняка увешан замочками, а
во дворе усадьбы стоит современная трогательная скульптура «верность». Кроме
того, на территории комплекса в живописном садике с прудами и фонтанами можно
обнаружить «Писающего мальчика» - копию знаменитого брюссельского фонтана
скульптора Джерома Дюкенуа.
Губернаторский дом и сад
На Волжской набережной, 23 есть усадьба, в которой побывали все российские
императоры от Александра I до Николая II. В прошлом в доме на ее территории
располагалась резиденция ярославских губернаторов, принимающая высочайших особ.
Губернаторский дом окружает одноименный сад с фонтаном и ковровыми цветниками.
Сегодня этот комплекс принадлежит Ярославскому художественному музею -
крупнейшему музею искусств российской провинции, коллекция которого насчитывает
более 70 тысяч произведений XIII-XXI веков. Интересно то, что произведения
искусства здесь выставлены как внутри здания, так и на открытом воздухе (с мая
по октябрь).
Губернаторский дом
Партерную зону Губернаторского сада украшают 3 скульптуры Зураба Церетели –
«Бегемот», «Черепаха», «Пеликан», вызывая неподдельный интерес у взрослых и
детей. В увитых зеленью трельяжах экспонируются изображения поэтесс Анны
Ахматовой и Марины Цветаевой руки Народного художника Валерия Малолеткова.
Пожалуй, самая интересная и лирическая скульптура в пленэре – «Дон Кихот с
цветком». Легко узнаваемый «рыцарь печального образа» был приобретен у москвича
Николая Силиса в 1996 году, когда музей стал победителем конкурса «Окно в
Россию». Первоначально Дон Кихот трогательно взирал на ромашку, которую
скульптор вложил ему в руку. Но сейчас ромашки нет, а жаль.
В «зеленом кабинете», созданном сиренью, скрывается от внешнего мира
«Грустный король» Михаила Дронова. Множественность ассоциаций рождает у зрителей
и композиция американского скульптора Фрэнка Уильямса «Жертвоприношение
свершилось». Среди валунов и разросшихся папоротников прячутся «Два зверя»
Александра Молева, а на берегу прудика нежится на солнце «Морской котик» его
тезки Белашова. Присев на красивые качели тет-а-тет, вы окажитесь в мире
безраздельного женского всевластья, созданном произведениями Анатолия
Григорьева, Галины Додоновой, Виктора Корнеева.
Постоянная экспозиция размещена в парадных залах бельэтажа Губернаторского
дома и включает несколько уникальных экспо-комплексов. В частности,
«Губернаторский кабинет-библиотека» представляет портреты служилых людей
Ярославля XIX века. Среди них выделяется большой парадный портрет первого
обитателя Губернаторского дома Александра Михайловича Безобразова, написанный
Орестом Тимашевским. В других помещениях есть и западноевропейская мебель 16-17
веков, и картины русских классиков 19 века (Айвазовский, Левитан, Грабарь и
др.). Значительная часть собрания – произведения искусства 20 века, включая
единственную в стране коллекцию работ парижского периода Константина Коровина. А
произведения художников объединения «Бубновый валет» и эталонные полотна
мастеров русского авангарда сегодня часто представляют музей на всех
континентах.
Другие достопримечательности
Детская железная дорога: музей необыкновенных путешествий и немецкий паровоз
На улице 3-я Яковлевская, 54 можно увидеть сразу 3 местных
достопримечательности: Малую северную железную дорогу, железнодорожный музей и
немецкий паровоз-памятник.
Детская железная дорога
К строительству детской железной дороги в Ярославле приступили в последний
год войны – 1945-й. Открытие состоялось 9 мая 1946 года на берегу Волги. Позже
дорогу перенесли в Яковлевский бор на окраине города и вновь открыли в 1970
году. Сегодня она имеет протяжённость 5,7 км и 3 станции.
Паровоз ГР-332
На главной станции «Пионерская» установлен в качестве памятника паровоз
ГР-332 («Германская репарация»). Построен он был в 1951-м году в немецком городе
Бабельсберге специально для Советского Союза (в счёт репарационных выплат).
Использовали их на железных дорогах до середины 70-х годов. В 1984 году паровоз
перевезли на Ярославскую детскую железную дорогу и установили на постамент.
«Музей необыкновенных путешествий из века XIX в век XXI», открывшийся в 2011
году, состоит из 3 залов. Первый зал, «рассказывающий» о первых железных
дорогах, напоминает помещение ж/д вокзала XIX века. На перроне на лавочке сидит
дама с багажом в ожидании поезда. Станционный смотритель с сигнальным фонарём в
руках наблюдает за обстановкой на вокзале. Отправление поезда сопровождается
спецэффектами: ударами в станционный колокол, гудками паровоза и дымом из трубы.
Второй зал - «пассажирский вагон» XX века. В каждом купе этого необычного вагона
- композиции, посвящённые Северной железной дороге: основатель СЖД Савва
Мамонтов, железнодорожный мост через Волгу, освоение Севера, Великая
Отечественная война, электрификация Ж.Д.
Третий зал представляет собой
современную кабину машиниста, внутри которой можно посмотреть фильм о Северной
железной дороге в формате 5D.
Волжская набережная
Волжская набережная сложилась в 17 - 20 веках. В конце 19 века драматург
А.Н.Островский, посетив Ярославль, записал в дневнике: «Набережная на Волге уж
куда как хороша». Сегодня ее протяженность - почти 3 километра. К
1000-летию Ярославля она была реконструирована, появился третий уровень. На этом
самом высоком уровне, есть прокат велосипедов, как детских, так и взрослых (в
том числе с детскими сиденьями), самокатов и роликовых коньков. Можно
также полюбоваться набережной и великой русской рекой с борта речного
трамвайчика или теплохода.
Волжская набережная
Одно из лучших украшений набережной – беседка любви (называется также
беседкой уединения или храмом любви) у Мякушкинского спуска. Появившись
на Волжской набережной в 1840‑е годы, она сразу стала визитной карточкой города,
украшая местные открытки и сувениры. В конце XX века на ярославских набережных
было построено еще несколько беседок, но эта, первая, имеет особое значение.
По давней традиции супруги приезжают сюда, чтобы выпить бокал шампанского
и скрепить свой брак поцелуем. Ярославцы верят, что этот ритуал обеспечит им
любовь и верность на долгие годы. А если в беседке чмокнется неженатыя парочка,
то в ближайшем будущем они обязательно поженятся.
Беседка любви
Если Вы планируете посетить Ярославль, Yourenta.ru поможет в выборе
посуточной квартиры. Здесь можно найти уютное жилье с удобным размещением, в том
числе рядом с интереснейшими достопримечательностями древнего города.
Комментарии